Стекло не перестает удивлять. В каком виде оно только не предстает перед нами: архитектурные элементы, утилитарные предметы, необходимые везде – начиная с домашней кухни, заканчивая промышленным производством продуктов.
Парфюмерия, медицина, наука, даже изучение и освоение космоса невозможно без стекла. И конечно, искусство.
Но в таком виде стекло мне еще не встречалось.
для начинающих и опытных мастеров
Базовый курс
Основной онлайн курс подготовлен в двух форматах: для начинающих фьюзеров и формат для мастеров, желающих стать профессионалами. Каждый формат имеет также три учебных плана, различающихся по времени, составу и стоимости. Выберите подходящий формат курса и приступайте!
Прошлым летом в Стамбуле дочка затащила меня в Музей Пера в районе Бейоглу. Там были представлены разные артефакты: от археологических находок до современного искусства. На одном из этажей она потянула меня к небольшой витрине, где на простеньких стендах расположились маленькие кругленькие монетки, часть из которых была из стекла! Подписи были на турецком, но добрый телефонный гугл-переводчик сообщил нам, что это гирьки.
Монеты из Анатолийской коллекции мер и весов Фонда Суны и Инана Кирача. Музей Пера, Стамбул.
Монеты из Анатолийской коллекции мер и весов Фонда Суны и Инана Кирача. Музей Пера, Стамбул.
Мы еще тогда немного пообсуждали – для чего нужны такие крохотные гирьки, сошлись на том, что ими пользовались ювелиры и аптекари. Возможно.
Истина открылась позднее, когда, уже вернувшись домой, я стала искать информацию об этих удивительных гирьках.
Оказалось, что это весовые эталоны для монет!
Монетные гирьки
Гирьки для взвешивания монет известны нам с византийского периода (IV век н.э.), возможно, их придумали раньше, так например в статье на англоязычной Wiki есть фраза, отсылающая нас к периоду правления Птолемеев (305 г. до н.э. – 30 г. н.э.), но мы можем опираться только на то, что попало в руки исследователей.
Появившись в Византии, они остались в использовании в исламских странах Восточного Средиземноморья, Балкан, Малой Азии и Северной Африки. И если самые ранние монеты несут греческие символы и буквы, более поздние уже покрыты арабской вязью.
Карта распространение стеклянных монетных гирь. По сути она совпадает с картой Византии VI – VII вв. в момент ее расцвета.
Монетные гири использовались в империи Каролингов (европейское государство IX века, в состав которого входили территории современных Франции, Германии, Италии, а также ряда других государств Европы), известно, что при их изготовлении использовались штампы соотвтетствующих монет – для очевидной идентификации эталонов.
В IX – X вв. исламские гирьки попали в Великобританию – из завезли туда вездесущие викинги.
Есть сведения о том, что стеклянные гири для монет использовали в Древнем Китае.
Почему стекло?!
Использование монет из драгоценных металлов всегда несло определенные риски: довольно легко соскрести немного металла с золотой или серебряной монеты – монета вроде бы остается сама собой, несет в себе определенную ценность, но металла в ней меньше, а следовательно, стоит она меньше.
Для того, чтобы контролировать вес монет сначала использовались настоящие монеты высокого качества, затем появились эталоны из бронзы, железа, и наконец, из стекла. Стекло – вещество гораздо менее подверженное изменениям: коррозии, истиранию, поэтому стеклянные монетные эталоны легко заняли свое место в производстве и обороте монет.
Нужно добавить, что производство эталонов находилось под контролем государства также как и само производство монет.
Солидус. Стеклянный эталон. Византия, VI век. Выпущен епархом Дросериусом. Музей Банка Канады. Оттава, Канада.
А на стеклянном эталоне штамповался специальный знак, часто имя местного епарха (епарх – гражданский и военный руководитель провинции), которое демонстрировало, в чьи обязанности входили чеканка монет и производство гирь. По сути, это было имя ответственного лица, кто разрешал использование эталона и гарантировал его точность и легитимность. Порой присутствовали и некие религиозные символ или фразы.
Рисунок монеты. Византия, VI – VII в. н.э. В центреизображение ибиса, вокруг него надпись на греческом: ΚΥΡΙΕ ΒΟΗΘΗ - «Господи, помоги». Британский Музей. Лондон, Великобритания.
Византия
Если мы хотим понять, почему Византия стала первым производителем стеклянных монетных эталонов, нужно немного разобраться, что собой представляло это государство.
Нужно сказать, что само название «Византия» появилось в XVI веке, когда это государство уже перестало существовать.
Название восходило к первому имени города на стыке Мраморного моря, Босфора и бухты Золотой рог, первой столицы, предшественнику Константинополя. Назывался город Византий, или в греческой традиции Византион. Государство же называлось Римской империей.
Римская империя в II веке н.э.
В III веке н.э. чтобы стабилизировать неспокойную ситуацию и контролировать огромные территории, было учреждено два императорских двора: один на греческом Востоке, второй на латинском Западе. В результате постоянных нашествий германских народов и гуннов Западная часть империи быстро пришла в упадок и распалась. И в результате прямой и единственной наследницей Великой Римской Империи и стала та самая Византия.
Византия в VI веке н.э.
К чему это я? Стеклоделие в его современном понимании возникло именно в Римской империи, когда в I веке н.э. появилась стеклодувная трубка, и были выработаны основные приемы современного стеклоделия, которые используются и по сей день. Надо сказать, что и знаменитый остров Мурано с его муранским стеклом – это так же наследие Римской империи.
Римляне умели работать со стеклом, знали его свойства, и не могли не заметить, что стекло – гораздо более устойчивый к различным повреждениям типа истирания и коррозии, чем металлы. Именно поэтому стекло было выбрано в качестве материала для монетных эталонов.
Монетные эталоны Византии
Почти все известные византийские стеклянные гирьки являются эталонами для трех золотых монет. Это солид, семиссис и тремиссис.
Солид – римская золотая монета, выпущенная в 309 г. Вес: 4,55 г.
Семиссис (семис). Византийский семис - золотая монета, вес составлял ½ солида (4,55 г): 2,2 - 2,3 г.
Тремиссис (тремис, тремиссус) – монета поздней Римской империи, вес составлял 1/3 солида – 1,52 г.
Они широко использовались в VI и VII веках и обычно несли монограмму епарха, под чьей эгидой выпускалась монета. Аналогично выглядели и их стеклянные эталоны.
Тремиссис. Стеклянный эталон. Византия, 522-23 гг. Выпустил епарх Теодот (монограмма). Музей Банка Канады. Оттава, Канада.
Семис. Стеклянный эталон. Византия, 582-602 гг. Выпустил епарх Мартинос (монограмма). Музей Банка Канады. Оттава, Канада.
Семис. Стеклянный эталон. 19 мм, 2,18 г. Византия, 582-602 гг. Выпустил епарх Акакиос (монограмма). Музей Банка Канады. Оттава, Канада.
Солид. Стеклянный эталон. 27 мм, 4,44 г. Толщина 5,2 мм. Византия, 527-565 гг. Надпись по краю гласит: Император Юстиниан. Есть еще монограмма на греческом языке: Сергий (очевидно, выпустивший монету епарх). Британский музей. Лондон, Великобритания.
Солид. Стеклянный эталон. Темно-синее стекло. 24,2 мм, 4,46 г. Толщина 5,8 мм. Византия, VI в. Британский музей. Лондон, Великобритания.
Солид. Стеклянный эталон. Темно-синее стекло. 24,2 мм, 4,46 г. Толщина 5,8 мм. Византия, VI в. Британский музей. Лондон, Великобритания.
Солид. Стеклянный эталон. Темно-синее стекло. 24,5 мм, 4,59 г. Толщина 5,2 мм. Византия, 550 – 650 гг. Монограмма: Эфталий (выпустивший епарх). Британский музей. Лондон, Великобритания.
Солид. Стеклянный эталон. Темно-синее стекло. 24,5 мм, 4,59 г. Толщина 5,2 мм. Византия, 550 – 650 гг. Монограмма: Эфталий (выпустивший епарх). Британский музей. Лондон, Великобритания.
А вот еще картинка из статьи, посвященной исследованиям состава стеклянных эталонов из Британского Музея, демонстрирующая типы монограмм.
(a) крестообразные монограммы
(b) квадратная монограмма
(c) квадратная монограмма с надписью
(d) императорский бюст с квадратной монограммой
(e) бюст епарха с монограммой
(f) так называемы арабо-византийский эталон с куфической надписью
Ранний исламский период
В VII веке Византия, истощенная двадцатилетней войной с Сасанидами (персидская правящая династия), потеряла свои самые богатые провинции Египет и Сирию. Эти территории отошли к Рашидунскому халифату (исламское государство, возникшее в 632 г. после смерти пророка Мухаммеда).
В 698 г. Византия лишилась Африки, уступив ее Омейядам (династия дамасских халифов).
В IX – XI веках позиции Византии несколько укрепились, но в 1071 г. потерпела серьезное поражение от турков-сельджуков, потеряв большую часть Малой Азии.
Вот две карты, наглядно показывающие потери Византии, которая показана желтым цветом.
Европа и Византия во второй половине VI века.
Византия в первой половине XI века.
Тем не менее, Византии снова удалось сколько-то восстановиться, и к началу XII века Константинополь стал самым большим и богатым городом Европы.
Это не осталось безнаказанным. В 1204 году Константинополь был разграблен крестоносцами ( IV Крестовый поход). Да-да, братьями-христианами. Это был сокрушительный удар, который, по сути, расчистил поле для арабских завоеваний. Молодцы, крестоносцы, порадели за веру. Территории, которые находились под эгидой Византии, были поделены на мелкие конкурирующие византийские, греческие и латинские владения.
Константинополь сколько-то восстановился к 1261 г. Но теперь Византия была лишь одним из небольших государств в этом регионе. Ее оставшиеся территории постепенно откусывались исламскими соседями, а в XIV в. начались безнадежные войны с османами, закончившиеся падением Константинополя в 1453 году. Византия кончилась. Константинополь стал Стамбулом.
Беженцы из бывшей Римской империи расселились по Европе, и в первую очередь в Италии, поспособствовав Началу эпохи Возрождения.
Стеклянные эталоны исламских государств
К чему этот исторический экскурс? Во-первых, я хочу показать, как производство стеклянных эталонов перекочевало в страны ислама. По сути, оно и не перекочевывало. Если вы посмотрите на карты, которые я привела выше, то увидите, что оно и не перекочевывало никуда. Оно осталось там, где и было. Но поскольку теперь эти территории принадлежали исламским правителям, на оставшихся монетных дворах стали чеканить арабские монеты. Соответственно, мастера, занимающиеся выпуском стеклянных эталонов, продолжили свое дело, только теперь христианские символы и греческие буквы сменились арабской вязью. А стеклодувные мастерские постепенно переходили на производство изделий в арабской стилистике.
Подборка стеклянных гирек из коллекции Александра Мортона (Alexander H Morton), автора каталога штампов раннеисламских стеклянных эталонов Британского музея.
То есть арабские эталоны, и вообще арабские стеклянные артефакты того времени делали те же самые мастера что и при римском (византийском) правлении.
Второе, что я хотела бы отметить, это прямое наследование достижений Римской империи и ее последовательницы Византии арабскими завоевателями. Весь этот просвещённый арабский мир средневековья вырос именно на римской культуре.
Чем-то арабы блистательно воспользовались, что-то развили, а что-то продолжить не получилось. Именно это произошло со стеклянными эталонами.
Знаменитый археолог и исследователь Ф. Петри (F. Petrie, 1853 – 1942 гг.), изучавший коллекцию восточных монет Британского музея отмечал постепенную потерю точности веса: в VIII веке погрешность составляла всего 4 мг, а в XII, вопреки ожиданиям, - 24 мг. Очевидно, арабским стеклоделам не удалось полностью перенять мастерство римлян (византийцев), а последние постепенно вымывались с арабских территорий в христианские страны.
Двойной дирхам. Стеклянный эталон. 25, 4 мм, 6,089 г. X – XI вв. Нерасшифрованная надпись на арабском языке. Изображение взято с сайта Oriental Art Auction
Двойной дирхам. Стеклянный эталон. 25, 4 мм, 6,089 г. X – XI вв. Нерасшифрованная надпись на арабском языке. Изображение взято с сайта Oriental Art Auction
Подобно византийским предшественникам, исламские стеклянные эталоны несли так же имена ответственных за производство монет лиц, религиозные тексты, но теперь появляются еще и уверения в точности эталона.
Половина динара. Стеклянный эталон. Дамаск (Сирия), 685 – 705 гг. На лицевой стороне имя Халифа Абд аль-Малика ибн Марвана. Надпись гласит: «Слуга Бога, Абд аль-Малик, предводитель верующих». Американское нумизматическое общество, Нью Йорк.
Стеклянный эталоны. Египет. Династия Аббасидов. Династия Омейядов. 769 – 774 гг., 709 – 714 гг. Британский музей. Лондон, Великобритания.
Эталон из прозрачного бирюзового стекла. Египет, династия Омейядов, 717 – 720 гг. Надпись включает имя хранителя казны этого периода: Хайан б. Шурэйх. Музей Келси, университет Мичигана, Анн-Арбор, США.
Маленький стеклянный эталон из коричневого стекла, предположительно был мерой веса для медных монет невысокого номинала. Египет, VIII – IX вв. Музей Келси, университет Мичигана, Анн-Арбор, США.
Стеклянный эталон. 5,96 г. Египет, династия Фатимидов. 996 –1021 гг. Надпись на аверсе: Аль-Хаким би-Амр Аллах, на реверсе – шиитская калима (утверждение веры) в трех строках. Изображение взято с сайта аукциона Numista
Стеклянный эталон. 5,96 г. Египет, династия Фатимидов. 996 –1021 гг. Надпись на аверсе: Аль-Хаким би-Амр Аллах, на реверсе – шиитская калима (утверждение веры) в трех строках. Изображение взято с сайта аукциона Numista
Стеклянный эталон. 28 мм, 4,04 г. Египет, династия Фатимидов. 1012 – 1013 гг. Надпись на одной стороне: «Нет никакого Бога кроме Бога Мухаммеда, посланника Бога» (чаще в русском переводе это звучит: «Нет бога кроме Аллаха и Мухаммед – пророк его»). Вторая сторона: «Имам аль-Хаким, по велению Бога предводитель верующих. Сделано в 403 г. (исламское летоисчисление)». Британский музей. Лондон, Великобритания
Двойной динар. Стеклянный эталон. Египет, династия Фатимидов. 1036 – 1094 гг. Надпись включает имя: аль-Мустансир. Коллекция М. и Л. Салтонов (The Mark & Lottie Salton Collection) Изображение с сайта аукциона Stack’s Bowers Galleries.
Двойной динар. Стеклянный эталон. Египет, династия Фатимидов. 1036 – 1094 гг. Надпись включает имя: аль-Мустансир. Коллекция М. и Л. Салтонов (The Mark & Lottie Salton Collection) Изображение с сайта аукциона Stack’s Bowers Galleries.
Динар. Стеклянный эталон. 21 мм., 3 г. Египет, Султанат Айюбидов (курдская династия). 1171-1193 гг. Изображение взято с сайта аукциона Numista
А эта монета показалась мне интересной из-за пятнистого стекла.
Стеклянный эталон из черного стекла с белыми и бирюзовыми пятнами. 4,26 г. Египет, династия Фатимидов. 1036 – 1094 гг. Надпись включает имя: аль-Мустансир. Британский музей. Лондон,Великобритания.
Стеклянные гирьки из средневекового Египта примечательны тем, что использовались не только как эталоны для монет, но и как мера веса вообще, например, для взвешивания зерна или оливкового масла. Поэтому встречаются довольно крупные стеклянные гири.
Большая гиря с двумя клеймами на одной стороне. Египет. VIII – XII вв. Возможно, использовался для взвешивания партии монет, или других товаров. Неровная форма нетипична. Музей Келси, университет Мичигана, Анн-Арбор, США.
А вот еще один интересный эталон. Я бы сказала, что эти белые разводы на черном стекле получились при помощи техники «расческа», но в атрибуции написано: «trailed» - не знаю, как правильно перевести значение термина применительно к стеклу, но суть в том, что такой узор создается при помощи стеклянных нитей. Мы неоднократно встречаем подобные узоры на древних египетских сосудах, но чтобы так украсить маленькую монетку – такое я лично вижу впервые!
Стеклянный эталон. 26 мм., 5,81 г. Египет, династия Мамлюков. 1250 – 1517 гг. Британский музей. Лондон, Великобритания
Несмотря на то, что на последней монетке мы видим конечную дату – 1517 год, она относится не к производству эталона, а к периоду, в течение которого существовала правящая династия. На самом деле, если стеклянные эталоны и перешагнули рубеж XII века, то уже стали редкостью, да и качество, как вы видите с течением времени не улучшалось, а падало.
Вот такая интересная стеклянная история. Ну и вишенка на торте, точнее, две вишенки:
Первая – крупная, достаточно качественная, хотя и ранняя, гирька.
Фунтовая стеклянная гиря. Египет, династия Омейядов. 743 г. Надпись гласит: «Бог повелевает честность». Так же в ней содержится имя халифа Язида III (661- 750 гг.). Художественный музей Уолтерсов. Балтимор, США
Вторая – имеет ирризирующий слой. И да, это не эффект не очень качественной фотографии, она действительно такая – это отражено в музейной атрибуции.
Конечно, это не высокие технологии, а производственный дефект.
Эталон не датирован, но, очевидно, он поздний – слишком низкое качество.
Стеклянный эталон. Непрозрачное синее стекло с иризированной поверхностью. 12 мм, толщина 1,5 мм. Надпись неразборчива. Британский музей. Лондон, Великобритания.
Фьюзинг — это техника, способ работы со стеклом. Суть ее в соединении отдельных кусочков стекла при помощи температуры - спекание, сплавление.
Бесплатный материал
75 идей в технике фьюзинг
Фьюзинг - "плоская" технология, но фантазия, умение работать со стеклом, дополнительные приемы и приспособления позволяют получить огромный ассортимент самых разнообразных изделий.