Эмаль, по сути, имеет тот же состав, что и глазурь и представляет собой стеклянистую массу. Но, в отличие от прозрачной глазури, после обжига эмаль становится непрозрачной – глухой, что обусловлено добавлением в глазурь определенных веществ – глушителей.
И если изобретение глазури неразрывно связано с керамикой, то эмаль впервые применяется при обработке металлов.
Самые ранние эмали имеют древнегреческое происхождение: например, в Микенах (Греция) были найдены металлические предметы с впаянными пластинками стекла, окрашенными в синий цвет, изготовленными между 1425 и 1300гг. до н.э. Эти предметы можно считать древнейшими из известных находок. А с VI в. до н. э. греки уже систематически наплавляли эмаль на золотые украшения.
А на Кипре были найдены подвески в форме цветка, выполненные в технике филигранной эмали, изготовленные приблизительно в XIV в. до н.э.
Роспись цветными эмалями по стеклу – характерная техника исламского Востока и Византии – наибольшего расцвета достигает в период X – XII вв. и используется в основном для росписи посуды.
Появление эмали в монументальной живописи Средневековой Европы на рубеже X – XI вв. безусловно связано с развитием витражных техник. Своего пика в развитии роспись стекла эмалями достигает, естественно, в период ренесанса.
В настоящее время роспись стекла эмалями – довольно распространенная техника. Эмали, которые при этом используются, условно можно разделить на высокотемпературные и низкотемпературные. Первые требуют обжига при температуре выше 600°С, а вторые – 450–580°С.
Несмотря на то, что эмалевое покрытие очень тонкое, все же следует учитывать его КТР. Если КТР эмали и стекла не совпадают, эмаль может покрыться сеточкой трещин.