Витраж – от французского слова vitrage — застекление, которое, в свою очередь, образовано от латинского vitrum — стекло.
Общее значение: застеклённая поверхность.
В искусстве — общее название картин из стекла, воспринимаемых на просвет и выполненных в разных техниках.
Впервые витражи упоминаютcя в литературных памятниках Сирии и Египта IV – III вв. до н.э. Хотя и Египет, и Сирия были первыми в истории местами появления стеклоделия, нужно понимать, что в период появления витражей они были частью эллинистического мира и его культуры.
Первые витражи представляли собой мозаику: кусочки цветного стекла накладывались на бесцветное прозрачное.
Из византийского периода до нас дошли фрагменты витражей, выполненных уже в другой технике: куски стекла, оправленные в свинец и расписанные синей, жёлтой, пурпурной и зелёной эмалями.
Наибольшего расцвета витражные техники достигли в период готики. Всем нам известны великолепные соборы, украшенные сложными безумно красивыми витражами. Еще больше впечатляет трудоемкость процесса их изготовления: во-первых, необходимо было изготовить свинцовые рамы, повторяющие очертание стеклянных фрагментов, во-вторых, получить и правильным образом распределить цветные стекла. Причем, цветные стекла так же расписывались черной обжиговой краской, тонкие линии которой оформляли черты лица, складки одежды, подчеркивали движение. После этого стеклянные фрагменты запекались, и только после этого вставлялись в свинцовые рамы. Отдельные рамы скреплялись между собой оловом.
В XIV – XV вв. появляются стекла с полихромной росписью, а так же дублированные стекла – получающиеся наложением друг на друга стекол разных цветов.
После этого, начиная с XVI в. витражное искусство начинает затухать, уступая место новым архитектурным и художественным решениям.
Возрождается витраж во второй половине XIX в. в Италии и Англии, движение подхватывают Германия, Франция, США, Россия.
А уже в самом конце XIX в. Луис Комфорт Тиффани вырабатывает новую витражную технику, которую назовут его же именем, и которая будет господствовать до сегодняшнего дня – Витраж Тиффани.
Тогда же при изготовлении витражей начали применять и широкий спектр различных способов обработки стекол для витражей – травление, гравировка, роспись, матирование, пескоструйная обработка, молирование и другие.
В настоящее время мы можем наблюдать разные типы витражей, сохраняющих, впрочем, единый принцип: стеклянные детали, соединенные между собой.
- Классический витраж: свинцово-паечные (собирающийся в свинцовую раму) и Тиффани (медная лента, пайка)
- Расписной витраж с применением обжиговых красок и эмалей
- Пескоструйный витраж (узор создается пескоструйной обработкой)
- Травленый витраж (узор создается травлением)
- Литой витраж (каждый стеклянный элемент отливается или выдувается отдельно)
- И конечно, фьюзинг
- Комбинированный витраж (используются разные техники обработки стекла и способы соединения)
- Накладной витраж (наклеивание цветных элементов на прозрачную основу)
Широко используются и различные имитации витража:
- Контурный заливной витраж: на поверхность наносится контур, имитирующий перегородки, впоследствии ячейки заливаются цветными акриловыми полимерными составами, которые отвердевают под воздействием света
- Пленочный витраж: на поверхность наклеиваются цветные пленки, выглядящие как настоящий витраж