Статьи
Фьюзинг

И это всё фьюзинг!

2022-09-12 00:55
Сегодня слово фьюзинг знакомо многим, но большинство представляют при этом маленькие штучки-дрючки, всякие сувенирчики, бижутерию, мастера на ярмарке, у которого стол завален всякими милыми мелочами.
Ну, максимум - небольшие простенькие тарелочки или на крайний случай - часы на стенку с каким-нибудь там лимоном или цветочком.
С одной стороны, изобилие таких вещей — это очень хорошо, это все равно представление о сравнительно новой технологии. Но как же это далеко от истинных возможностей фьюзинга! Ведь ровно тем же самым методом, каким создают эти немудреные сувенирчики, можно делать совершенно потрясающие вещи! Технология эта очень широкая, с большими возможностями, с целой индустрией различных аксессуаров, форм, декоративных стекол и вспомогательных полуфабрикатов, таких как обжиговые краски, глазури, деколи.
Кстати, всем известная и любимая многими итальянская техника миллефиори (миллион цветов) - очень живописные комбинации маленьких мурринов, каждый из которых сам по себе - отдельная красивая вещица — это тоже разновидность фьюзинга.
Наверное, самыми впечатляющими мастерами в технике фьюзинг, являются Эрик Марков и Том Норрис (Markow & Norris, США), назвавшие свои великолепные изделия Wowen glass – тканное стекло.
Когда я наткнулась на изображения их работ, я была просто потрясена! Рассмотрите их изделия! Фантастика!
Но на самом деле, это очень много кропотливого труда. Сначала делается красивое полотно так же, как мы делаем тарелки. Потом это полотно разрезается на отдельные полоски. Полоскам придается волнистая форма. затем они переплетаются между собой и запекаются в новое, уже плетеное полотно. И уже это полотно обрабатывается, изгибается нужным образом. за несколькими строками, на самом деле - море кропотливого труда, несколько долгих, не менее суток каждый, аккуратно выстроенных и выверенных обжигов. Каждая лишняя минута, каждый лишний градус способен нарушить этот виртуозную тканную фактуру.
Не говорю уже о сложном дизайне и конструкторских разработках деталей и методов их крепления.
Следующим мастером по силе впечатления является Мэри Энн Зински, более известная как Тутс Зински (Toots Zynsky, США)
И это тоже фьюзинг!
Как же она создает свои удивительные вазы?
С начала из размягченного до нужного состояния стекла вытягиваются нити разного цвета. Потом из этих нитей собирается узор - буквально, как тщательная мозаика - подбираются стрингеры (это название этих нитей), укладываются определенным образом, чтобы воплотился замысел художницы. Затем эта многослойная конструкция запекается в монолит. При этом так же важна точность - нужно, чтобы нити соединились в одно целое, но при этом сохранилась фактура, чтобы каждая ниточка ощущалась как отдельная деталь.
После этого изделие помещается в печь на форму. на определенной температуре - здесь так же требуется архиточность, печь открывается и художница, надев специальный костюм, руками подгибает полуопустившееся изделие, придавая ей нужную форму. И здесь так же важно вовремя закрыть печь и выставить очень точно температуру, чтобы изделие не изменило форму, но при этом прошло необходимый отжиг.
Короче говоря, все, что укладывается здесь в несколько строк - на самом деле, огромное мастерство, отточенный опыт, высочайшая квалификация, и, безусловно, художественный и технический талант.
В традиционных техниках фьюзинга так же работает множество замечательных художников.