Тот, кто однажды побывал на складе Моретти, никогда не спутает муранское стекло ни с чем. С большим сожалением должна сказать, что половина муранского стекла в наших магазинах, которое продается, как итальянское, совсем не итальянское. Оставим это на совести самих продавцов.
А вам - несколько советов.
Первый – посмотрите, как обработана кромка изделия. Если она гладкая, ровная – хорошо отполированная, изделие, скорее всего, итальянское. Оно, конечно, может быть и французским, и немецким, и чешским, но выдавать его за итальянское смысла нет. Эти страны сами по себе бренды. Речь идет о том, чтобы отличить дорогую «Италию» от дешевого «Китая» (в продаже совсем не дешевого, т.к. выдается за итальянское стекло), и от бесхитростных работ местных фьюзингистов. Итак, ровная, гладкая кромка.
Про цвет стекла говорить сложно, так как восприятие очень субъективно, но если цвет стекла грязноватый, неблагородный, скорее всего, оно китайское. Второй совет – повертеть изделие в руках, так, чтобы было видно – прокрашено ли стекло в изделии полностью, во всей своей массе, или цвет только на поверхности. Если второе, возможны два варианта: или это более дешевое стекло, прокрашенное по поверхности (в Италии такое стекло не используют), или стекло просто покрытое сверху чем-то. Опять же, это может быть вполне качественная высокотемпературная эмаль, а может быть красочка для рукодельниц, которая запекается при температуре 160°С в духовке, и очень хорошо оттирается от стекла.
Поскольку я работаю с американским стеклом, я его тоже сразу вижу. И нехитрые тарелочки с полосочками и треугольничками из такого стекла тоже вижу. Скорее всего, делают их местные фьюзингисты, потому что как-то странно тащить из Америки такую ерунду. Стоят они, кстати, всегда вполне адекватно, и зачем называть их итальянскими, не очень ясно.
Подведем итог. Чтобы не купить вместо «Италии» «Китай» нужно:
- Обратить внимание на качество кромки.
- Обратить внимание на распределении цвета – по всему стеклу, или только по его поверхности.
- Можно попробовать оценить красоту и благородство цвета.
И еще одно важное замечание. Так же как и везде на Мурано, в Италии, да и в других странах есть хорошие мастера, есть плохие. Есть недорогая сувенирка, которая делается поточно, а есть индивидуальные работы. Есть вещи, которые стоят 10 евро, а есть те, которые 1000. То есть продавец может и не обманывать вас, называя фигурку муранской, но легко может назвать то, что в Венеции стоит 10 – 15 евро, и делается десятками, а то и сотнями, авторской моделью за 500 евро.
Опять же, оставлю это на совести продавцов, но я такие фигурки видела своими глазами – и в Венеции, и у нас. Что здесь может помочь? Да просто, прежде чем отдавать за вещь деньги, наберите в интернете английскими буквами стекло, Мурано, Венеция, и т.д. поползайте по сайтам, посмотрите, потратьте минут сорок своего времени, глядишь, сэкономите тысяч 10–20, а то и больше.