Казалось бы, что такого в розовом цвете?
Родной брат стекла, кварц приобретает розовую окраску благодаря титану или, в редчайших случаях, фосфору. Розовый турмалин обязан своими оттенками марганцу, розовый корунд – хрому. Стекло становится цветным так же благодаря металлам и их соединениям. Производители цветного стекла создали настоящее чудо – стекла с огромным количеством всевозможных оттенков, фактур, световых и цветовых эффектов, которые выдерживают неоднократное нагревание до 1000°С, оставаясь такими же яркими и красивыми. Но при всем многообразии синих, зеленых и янтарных стекол, мы видим значительно меньшее количество фиолетово-пурпурных, еще меньше красных, всего два-три оттенка желтых и практически полное отсутствие розового цвета. Говоря об этом, я имею ввиду стекла трех производителей, выпускающих совместимые стекла с коэффициентом теплового расширения 96: Spectrum, Uroboros и Wissmach. Впрочем, первые два в настоящее время объединены под новым брендом Oceanside. Об одном из крупнейших игроков стекольного рынка, Bullseye, выпускающего прекрасное стекло, которое, к сожалению, не совместимо с тем, что я использую, подробнее скажу позднее.
С чем мы работаем: розовые стекла Spectrum и Uroboros
Итак, розовое стекло. Что мы имеем? Начнем со Spectrum.
Во-первых, очень бледное, скорее бежевое, чем розовое, прозрачное стекло.
И прозрачные пурпурные стекла разной интенсивности окраски.
Есть непрозрачные лиловые стекла, которые с большой натяжкой иногда заменяют мне розовый.
Но если говорить именно о розовом цвете в самом классическом варианте, то он присутствует только в виде разводов и перьев в нескольких видах стекла. Вот, что мы имеем.
Белое непрозрачное стекло с розовыми разводами.
Прозрачное и белое стекла с фиолетовыми и розовыми перьями.
Есть еще интересное стекло, где сочетаются голубые и розовые разводы. Там есть участки с разной интенсивностью окраски и с разным балансом – в одном месте больше розового, в другом больше голубого. Красивое стекло. Но как и многие красивые стекла, его сложно использовать. Оно самодостаточное.
Uroboros, изготавливающая более сложные, более дорогие стекла, предлагает нам белое полупрозрачное стекло с разводами интенсивно-розового цвета.
Еще не так давно Uroboros производил классическое непрозрачное розовое стекло! Сейчас его еще можно купить в каком-нибудь из американских интернет-магазинов после долгих и упорных поисков. Подобное стекло производил и Спектрум, но оно было снято с производства еще раньше. Его оказалось очень сложно сфотографировать так, чтобы точно передать цвет. Лучше всего его видно на «коллективном» фото, оно в левом верхнем углу, вы его легко узнаете.
Приключения кусочка стекла Uroboros
В комплекте образцов Uroboros я обнаружила красивое светлое прозрачное розовое стекло, именно такое, как я себе розовое и представляю. Специально ставлю его с розовым Spectrum, как говорится, почувствуйте разницу.
Недолго думая, заказала. Стоит оно в три раза дороже, чем аналогичные цветные прозрачные стекла других оттенков, 28 000 руб. за м2 . Да и нашлось оно не сразу. Хорошо, поставщик согласился отрезать мне небольшой кусок.
Когда же оно наконец-то пришло, разочарованию моему не было предела – вместо красивого розового, я получаю практически бесцветное стекло, кое-где на котором угадывается легкий розовый оттенок. Оставалось только посмеяться над собой и отложить его до лучших времен.
В ящике это стекло пролежало почти год, пока вдруг у меня не возник проект, где это стекло было бы уместно. Но когда я открыла печь, то не нашла своего розового стекла. Оно стало очень темным. Если поднести его к источнику света, то видно, что свет достаточно красивый, но уж очень плотный!
Я специально отрезала еще один кусочек для эксперимента и сфотографировала все этапы. Смотрите.
Вот кусочек, готовый к нагреванию.
Вот он, лежит уже в печи.
Теперь, после окончания программы, максимальная температура которой была 760°С, открываю печь. Посмотрите, что стало с кусочком!
Да, да, это он.
Конечно, если его поднести непосредственно к источнику света, цвет красивый, но уж очень плотный. Непонятно, как использовать его.
О розовом цвете. И вообще о цвете в стекле.
Естественно, все эти сложности с розовым стеклом ужасно заинтриговали меня и побудили поразбираться с ситуацией.
Начнем со снятых с производства стекол. На это могло быть две причины. Первая: слишком сложные процессы с негарантированным результатом. Но если такое стекло все-таки производили, значит, технологии существуют. Остается вторая возможная причина: технология слишком дорогостоящая, стекло имеет очень высокую цену, в силу которой плохо продается. Оно и понятно, если существуют хоть и не розовые, но близкие по цвету стекла. Других причин я придумать не смогла.
Но что же с этими стеклами не так? Покопавшись в литературе, я нашла много интересного о том, как получают цветное стекло.
Для начала неплохо понять природу цвета в стекле. Дневной свет - это волны разной длины. Длина световой волны и есть цвет. Вещества имеют свойство пропускать волны определенной длины, а волны другой длины поглощать. Те волны, которые свободно проходят сквозь стекло и определяют его окраску. Соответственно прозрачное стекло пропускает все волны видимого спектра, а, например, зеленое пропускает только волны зеленого спектра. Остальные волны поглощаются тем веществом, которое присутствует в стекле. Это вещество и является красителем. Для того, чтобы окрашивающее вещество равномерно распределилось в массе стекла, то есть растворилось, стекло должно находиться в жидком состоянии, то есть при температуре не ниже 1500°С. А красителями в данном случае являются металлы, их оксиды и другие соединения, которые добавляются в шихту (смесь компонентов, из которых после варки получится стекло) до начала процесса.
Существуют два способа окрашивания стекла: молекулярный и коллоидный. Суть молекулярного способа в том, что окрашивание происходит за счет равномерного распределения молекул окрашивающего вещества в массе стекла. Ровно то же самое происходит, когда мы акварель растворяем в воде. Равномерно распределенные молекулы красителя поглощают волны разной длинны, кроме тех, которые определяют нужный нам цвет.
Для получения розового стекла таким методом используют минерал селен (Se) или соединения селена Na2SeO3 . Или оксид редкоземельного металла эрбия (Er2O3). Нужно отметить, что редкоземельные красители дают очень слабое окрашивание.
Второй способ – коллоидный. Когда краситель в стекле распределяется небольшими частицами, которые гораздо крупнее молекул. По сути, молекулы красителя не распределяются равномерно, а стягиваются в коллоидные частицы. Причем, при варке стекла они распределяются равномерно и стекло не обнаруживает цвета. А вот уже при повторном нагревании до температур выше 700°С, отдельные молекулы красителя и собираются вместе в небольшие частички. И именно эти частички поглощают все световые волны кроме тех, что и определяют цвет.
Для получения розового стекла этим методом используют золото (Au). Кстати, если вы посмотрите на фотографию образца, там и в названии золото упоминается. Deep gold pink striker. Глубокий золотой розовый.
Именно коллоидная окраска сыграла со мною свою шутку – повторное нагревание практически прозрачного стекла привело к получение густого вишневого цвета. И именно золото делает производство красивых розовых стекол дорогостоящим и нерентабельным.
Bullseye glass: оно существует!
А теперь обещанная справка о стеклах компании Bullseye. Вообще, эта фирма производит очень красивые, очень дорогие стекла. Те, кто использует их в своей работе изначально сориентированы на высокую цену материалов. И уж у Bullseye розовых стекол пусть и не в избытке, но достаточно. Есть прозрачные, есть плотные непрозрачные, разных оттенков. Есть и окрашенные эрбием, что указано и в названии, и те, что окрашены золотом. Для тех стекол, что окрашены коллоидным способом, здесь на сайте есть подробная сопроводительная инструкция, предлагающая нагревать их по особому графику. Кстати, о ценах: на сайте производителя непрозрачное розовое стекло Bullseye стоит 336$ (чуть больше 22 000 руб.) за м2. А прозрачное, и эрбиевое, и золотое по 510$ (около 34 000 руб.) за м2. Если заказывать это стекло сюда, в Россию, цену можно будет умножить на три.
Возможно, вот эта вся информация о стекле покажется вам излишней. Но я считаю, что тот, кто хочет делать сложные красивые качественные изделия, все-таки должен понимать, с чем он работает, и учитывать особенности стекла, создавая свои изделия. Те же, кто просто интересуется стеклом, кто прочитает эту статью из интереса, лишний раз увидит, что стеклорез и печь – это даже не вершина айсберга, это всего лишь маленький островок в огромном море профессиональных знаний о стекле и технологиях с ним связанных.