Статьи
Про стекло

Что нам нужно знать о желтом стекле?

2021-10-06 23:26
Несколько лет назад, когда я только пробовала работать с итальянским стеклом Effetre Moretti в технике миллефиори, столкнулась с необычным эффектом: при спекании мурринов с желтым непрозрачным стеклом вокруг мурринов как бы расплылась грязь.
В Абате Занетти (школа стеклоделов на Мурано, куда примерно в это же время случилась поездка), преподаватель, кстати, не ответил мне на этот вопрос, предположив попадание грязи и посоветовав спрей от девита.
Я благополучно забыла об этом на годы, и вот недавно, записывая ролик об использовании обжиговых красок, вдруг снова столкнулась с тем же самым эффектом: грязь! Именно на желтом стекле и при использовании желтой же краски, правда с несколько иным оттенком! Сейчас я знаю ответ на этот вопрос, и конечно, прокомментирую, но так совпало, что как раз собиралась написать пост в соцсети о желтом стекле – словом, все срослось, и я поняла, что стоит подробнее остановиться на этой теме.
Итак, давайте по порядку.
Мы уже знаем, что цвет в стекле получается за счет специфических добавок – присадок, обычно это соединения металлов или комбинации этих соединений, которые будут реагировать друг с другом на высокой температуре. Какие же вещества отвечают за желтый цвет? Обычно считается, что современные желтые стекла окрашены соединениями серебра, собственно о чем свидетельствует и их высокая стоимость – они раза в полтора дороже даже некоторых красных (если рассматривать стекла в пределах одного производителя). Но было ли так всегда? И так ли на самом деле сейчас?
Самые первые стекла, полученные человеком искусственно, были окрашены - это понятно, потому что для варки стекла использовались исключительно природные компоненты, которые спросто брались из окружающей среды. До очистки стекла и высоких температур было еще очень далеко – на дворе было III тысячелетие до н.э. И да, дело было в Древнем Египте. Стекла получались чаще всего зелеными или черно-синими. Иногда, как большая редкость, встречались и желтые.
Собственно, вот такая природность наряду со случайностью присутствовала в работе со стеклом на протяжении полутора тысячелетий как минимум, и только на рубеже II и I тысячелетий до н.э. состав стекла приблизился к современному, а красители стали добавляться более-менее осмысленно.
Для получения желтого цвета в те времена использовали сурьмянокислый свинец Pb2Sb2O7. Не подумайте, что древние египтяне были такими химиками, на самом деле в природе существует минерал биндгеймит, который по сути и является этим самым сурьмянокислым свинцом.
Весьма вероятно, что желтые стекла могли получаться и при наличии оксида железа – Fe2O3 – ведь он присутствует практически везде и придает стеклу коричневатые, желто-коричневые и желтые оттенки.
Серебром, а точнее его соединениями, стекло достоверно окрашивали уже в античном мире, Более того, в XIX веке французский аналитик Мишо обнаружил в составе римских стекол уран!
Вообще, античный период для стеклоделия был прорывным – именно тогда было изобретено много приемов окрашивания, глушения стекла, различных видов обработки и декорирования, а самое главное – в конце I века до н.э. была изобретена стеклодувная трубка.
Но вернемся к желтому стеклу. С течением времени появлялись новые составы и методы получения этого довольно редкого в общей гамме оттенков стекла цвета (сравните, сколько разновидностей синего или зеленого, и даже красного стекла, а сколько желтого).
Кстати, довольно большой вклад в современное цветное стеклоделие привнесен М. Ломоносовым, он очень много работал над получением цветового разнообразия при изготовлении смальт (толстое стекло для мозаики) – судя по его дневникам, он провел около 4000 экспериментов.
На сегодняшний день желтый цвет получают самыми разными способами, используя и редкоземельные металлы, и сложные комбинации присадок, и режимы варки, от которых тоже зависит цвет и прозрачность стекла.
Давайте посмотрим, какие вещества используют для получения желтого цвета в стекле сегодня:

  • уже известный нам сурьмянокислый свинец Pb2Sb2O7
  • оксид железа Fe2O3 - желтый с переходом в коричневый, часто называют янтарным
  • сульфид железа FeS – обязательно с восстановителем, в качестве которого используют уголь, соединения церия и титана.
  • окись церия (диоксид церия) CeO2, он же с диоксидом титана TiO2 – золотисто-желтый цвет
  • соединения серебра, чаще всего азотнокислое серебро AgNO3 – золотисто желтый
  • соединения кадмия, чаще всего сернистый кадмий CdS – ярко желтый, с переходом в оранжевый
  • соединения урана в сочетании с CdS
Зачем же нам все это знать – скажете вы. И вот теперь я вернусь к возникновению «грязи» в прекрасном желтом стекле.
Очевидно, что «грязь» следствие химической реакции, которая происходит между разными веществами, входящими в состав стекла на высокой температуре. Отсюда следует, что прореагировавшие стекла имеют разный состав. Красивый золотисто-желтый Oceanside несомненно содержит серебро. А вот обжиговая краска, видимо, серу, очевидно в виде того самого сернистого кадмия или другого соединения. Реакция между соединениями серы и соединениями серебра дает сульфид серебра – вещество серого или серо-черного цвета.
На самом деле, сера в желтом стекле могла бы прореагировать и с другими соединениями – медью или свинцом, например, дав тот же самый эффект «грязи».
Поэтому, экспериментируя со стеклами и аксессуарами, неплохо бы хотя бы предположить вот такой «конфликт интересов». Да, производители нечасто указывают нам состав стекла, но вот, Bullseye, например, в ряде случаев указывает наличие потенциально проблемных соединений.
Вот, собственно, и все. Повторюсь: никакая информация не будет лишней! Оставайтесь любознательными и образованными, друзья!