Статьи
Фьюзинг

Кастинг или glass casting

Glass casting – литье. Расплавленное стекло застывает в формах. Техника использовалась уже в 15 веке в Египте и Месопотамии.
В Римский период, с 1 века н.э. принцип кастинга уже приобретает черты, аналогичные современному. Статья в словаре Школы фьюзинга по ссылке.
Существовало два способа:

  1. В специальных емкостях стекло расплавлялось, а затем заливалось в подготовленные формы, которые состояли из нескольких частей. Расплавленное стекло появилось только в 1 веке н.э.
  2. Форма заполнялась стеклянной крошкой, нагревалась до полного расплавления стекла.
Из форм извлекалась отливка, которая затем отжигалась, обрабатывалась, обтачивалась с использованием токарного станка, шлифовалась и полировалась до придания окончательной формы.
Плиний Старший в своей Естественной истории пишет, что большинство изделий из стекла создавались именно таким образом.
Примером подобного изделия может служить тарелка, найденная на Кипре:
Римская тарелка, изготовленная методом кастинга. III век н.э., Кипр
В современном кастинге используются различные типы литья:

Sand casting

Литье в «песчаных формах» – формы изготавливаются из смеси песка и бентонита. Поверхность форм покрывают стеклянной цветной фриттой, таким образом изделие получает окраску. Расплавленное стекло заливается в форму. Его температура достигает 1200°С. Этот способ изобрел в 1980 году Ташведский художник Bertil Vallien.

Kiln casting

Этот способ практически в точности повторяет литье из металла. Сначала изготавливается модель – из любого твердого материала. По модели делается форма из огнеупорных материалов, модель выжигается. Последнее время для моделей используется специальный воск. Форма модели такова, что кроме полости, которая задает нужную конфигурацию изделию, она имеет в верхней части воронку. В воронку засыпается стекло в гранулах или небольших кусочках, а форма помещается в печь. Стекло расплавляется и заполняет полость.
Чтобы показать вам наглядно этот процесс, я воспользуюсь изображениями с сайта художницы Georgianna Krieger.
Гипсовая модель
Силиконовая оболочка, которая застывает вокруг модели. Потом она будет заполнена специальным воском.
Получившаяся модель из воска. Она будет использоваться для создания огнеупорной формы с полостью, которая будет соответствовать модели.
Огнеупорная форма, которая покрыта сверху огнеупорным цементом. Именно в эту форму помещается стекло. Форма, заполненная стеклом, отправляется в печь, где стекло подвергнется тепловой обработке при температуре порядка 800°С. Процесс обжига и отжига будет длиться несколько дней!
Готовая работа. Georgianna Krieger
При этом методе используется температура в пределах 800-1000°С.
Техника отливки в печи позволяет делать большие изделия.
Vladivir Prochazka (Чехия)

Pâte de verre

Этот термин буквально переводится как «стеклянная паста», и, собственно, и состоит в том, что кусочки стекла смешиваются со связующими компонентами, окрашивающими пигментами и эмалями. Паста наносится на стенки формы, нагревается в печи. Таким образом получаются полые изделия. Они могут быть тонкими или толстыми, иметь различную текстуру – от монолита до выраженной зернистости.
Ваза Argy Rousseau. 1920
Кстати, именно с этим методом работает известная французская фирма Daum.
Ваза, Daum. 1900
Ваза, Daum.
Метод pâte de verre используется компанией с 1906 года.

Graphite casting

Графитовые формы, как следует из названия, изготавливаются из графита. Так же, как и при классическом кастинге, в них заливается горячее стекло, которое остывает в форме в печи.

Кастинг в открытых формах

Тот КАСТИНГ, который используем мы, фьюзеры, называется «кастинг в открытых формах». По сути, он является упрощенным вариантом всех описанных методов кастинга.